АНАЛИТИКА: АВТОРСКИЕ СТАТЬИ

27.10.2016 , 10:28
АВТОР: Редактор

Полароид XIX века

Узнали все о методе съемки, которым владеют всего 30 человек в России.

Популярные сегодня снимки в стиле ретро создают обычно с помощью эффектов в фоторедакторе или, в крайнем случае, делаются на пленку. Краснодарский фотограф Сергей Подцепко не ищет легких путей и снимает по технологии XIX века – амбротипу. Мы пригласили его в редакцию и попросили объяснить, что такое амбротип и почему технология позапрошлого века все еще востребована.

Фото из личного архива: vk.com/s.podtsepko

Фото из личного архива: vk.com/s.podtsepko

Что такое амбротип?

Эту технологию называют полароидом XIX века. Придумал ее англичанин Фредерик Скотт Арчер в 1851 году, но он не был предприимчивым человеком и не запатентовал свое изобретение. Через два года это сделал Джеймс Амброуз Каттинг, к тому же он несколько модернизировал технологию. Он стал накрывать засохшую эмульсию стеклом, получалось, что изображение находилось между двух плотно прижатых друг к другу стекол. Он же дал название этой технологии – амбротип, имея в виду бессмертный отпечаток. Пока стекло не разобьется, с фотографией ничего не случится.
Считается, что срок хранения таких фотографий больше 150 лет. К такому выводу пришли потому что изображения, сделанные в середине XIX века, сохранились по сей день. Получается, что человек живет меньше, чем амбротип. Не хватит жизни, чтобы определить срок хранения.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Аналогичная ситуация с так называемым тинтайпом – это покрытая черным цветом железная, алюминиевая или другая подложка, на которой формируется изображение сразу в позитиве. В амбротипии получается слабый негатив на стекле. Чтобы получить позитив, т.е. сделать изображение видимым, его нужно поместить на черную подложку, обычно это черный бархат, либо черный лак.

Однажды я делал портрет художнице. И она не захотела черную подложку, потому что, по ее мнению, портрет получился слишком контрастным. Она сказала, что сделает темно-серую или просто серую подложку, т.е. результат можно варьировать.

Чем такая технология отличается от современной фотографии?

Современная фотография — это, если коротко, максимальная сосредоточенность для того, чтобы в нужный момент нажать на кнопку цифрового фотоаппарата и сразу экспортировать в фоторедактор. Весь процесс занимает доли секунды, а потом компьютерная обработка. Для создания амбротипа таких навыков совершенно недостаточно. Во-первых, это намного интересней, во-вторых, намного дольше. И, наконец, портретируемый участвует в процессе от начала до конца, видя все «волшебство» создания отпечатка. И никаких редакторов, полностью осязаемый результат, единственный уникальный экземпляр и масса положительных эмоций.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Сначала берется стекло, его края зашлифовываются образивным материалом, а плоскость шлифуется обычным мелом в виде эмульсии на спирте и воде. Я иногда после шлифовки протираю стекло спиртом, чтобы наверняка обезжирить поверхность. Потом на стекло наливается заранее приготовленная эмульсия. Готовится она из медицинского 4% коллодия, в который вносятся соли щелочных металлов, все это разбавляется несколькими растворителями, а именно эфиром и спиртом. Получается фотографический коллодий. Его наливают на стекло и сливают излишки. Какое-то время нужно подождать, пока слой эмульсии слегка подсохнет, после чего все это погружается в раствор, содержащий нитрат серебра в определенной концентрации. В ходе реакции образуются светочувствительные молекулы, которые и формируют рисунок на стекле.

После всех этих операций стекло достается из раствора, насколько возможно убираются излишки жидкости с обратной стороны пластины, чтобы можно было уложить его в деревянную кассету. Закрывают заслонку (шибер) и, присоединив кассету к камере, делают фотографию. Эмульсия имеет низкую чувствительность, в пределах 0,7 – 1,2 единицы, поэтому требуется достаточно большая выдержка (время, в течение которого открыт объектив камеры – прим. ред.). При очень ярком солнечном свете нужно порядка 4 секунд при диафрагме 8-11, в помещении при ярком искусственном освещении – 8-9 секунд, иногда и 20, в зависимости от освещения. Т.е. человеку, которого снимают, нельзя в это время двигаться, иначе изображение получится смазанным. У меня два светильника с люминесцентным энергосберегающим светом мощностью примерно 4,5 кВатт. Их я ставлю достаточно близко к объекту съемки, для некоторых случаев использую металло-галогеновые светильники мощностью 250 и 400 Ватт.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

После того, как кадр был сделан, стекло снова вынимается, на него выливается проявитель, потом промывка, а затем фиксирующая ванна. На все эти операции у фотографа есть примерно 13-15 минут. Пока эмульсия сырая, с ней еще можно что-то сделать – проявить, зафиксировать изображение. Потом уже сделать ничего нельзя.

На амбротипе можно зарабатывать?

Многие люди, которые хотят заниматься амбротипом, думают, что это не очень сложно. Они также считают, что т.к. техника уникальная и немногие по ней работают, на этом можно делать деньги. Это не совсем так. Если бы все было так просто, наверное, многие бы занимались амбротипом. Когда смотрят на фотографии, сделанные по этой технологии, говорят, что это очень интересно. Я занимаюсь около года. Можно сказать, что приобрел определенные навыки. В Питере есть фотограф Миша Бурлацкий, который занимается в технике амбротипии восьмой год. Он, конечно, уже профи. Есть специалисты в Москве, в Питере и в некоторых других городах России. Что касается меня, то я пока совершенствуюсь.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Что потребуется, чтобы делать фотографии по технологии амбротипа?

В первую очередь, нужно быть фотографом. Потому что при амбротипии не работает экспонометр (устройство для измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров – прим. ред.). Эмульсия рассчитана на ультрафиолетовую область спектра, а видимую она не воспринимает. Чтобы снимать, нужно чувствовать картинку, чувствовать свет, интуитивно угадывать. Если ты не можешь этого, то будет получаться бесконечный брак, зря будут потрачены дорогостоящие реактивы. Если испортишь 100 фотографий и сделаешь 1 хорошую, это уже, как минимум, нерентабельно.

Я уже упомянул реактивы. Они весьма недешевы, и некоторые из них непросто достать. Амбротип – удел тех, кто уже наигрался и с цифровой, и с пленочной камерой. Хотя некоторые совмещают и то и другое, как я, например.

Многие ли занимаются амбротипом сейчас?

Есть статистика, что серьезно им занимаются 100 человек в мире. Я думаю, что эта цифра относится к тем, кто действительно увлечен этим методом, занимается длительное время и достиг определенных успехов, т.е. делает очень качественные отпечатки, участвуют в выставках. В России, наверное, 20-30 человек, точно не могу сказать. Возможно, даже в Краснодаре кто-то занимается амбротипом.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Чем эта технология близка лично вам?

Объясню. Я иногда снимаю свадьбы. Но не всегда клиенты понимают специфику моей работы. Я сразу предупреждаю, что снимков будет немного – примерно 300. Не полторы, не две тысячи. Отдаю из них я штук 150-180. Я не любитель фотографировать много. И амбротип мне интересен тем, что я долго прорабатываю задумку, когда уже идея сформировалась, я делаю одно стекло и получаю от этого удовольствие. Мне не нужно 10 или 20 снимков.

Недавно я ездил на фестиваль исторической реконструкции «Богатырский стан». Доспехи мне были интересны, но снять амбротип тогда не получилось – было неудобно тащить в лес все оборудование. Я сделал там кадры на цифровой фотоаппарат. Штук 6 постановочных фотографий в итоге я снял, из них 4 или 5 я выложил в соцсети. Естественно, отправил фотографии этим ребятам. Первый вопрос, который мне задали: «И это все?» Понимаете, у меня – все. У современного человека уже психологический настрой на то, что, если его снимают на цифру, кадров будет много, чтобы было из чего выбрать. В случае с амбротипом этого не нужно. Постарайся один раз – и получится фотография. Это для меня кайф, а цифровая съемка уже давно ушла на задний план.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Когда я работал с пленкой, я снимал на среднем формате. «Москва-2» дает снимок 6:9, в одной пленке получается 8 таких кадров. И меня это напрягало, потому что нужно было отснять все 8 кадров, чтобы пленка закончилась, и только потом можно было проявлять ее.

Амбротипия в большом формате дает изображение, максимально приближенное к реальности, объемное. Это еще и технология, при которой получается широчайший динамический диапазон в черно-белом варианте. Она фиксирует мельчайшие детали. В таких изображениях также нет зернистости. Если желатиновая пленочная эмульсия содержит частички, то здесь ничего нет – просто прозрачная стекловидная масса, и в ней рисунок молекулами серебра на стекле. Я считаю, что изображение светом и серебром на стекле – это оптимальный вариант для черно-белой картинки в хорошем качестве. Наличие естественных артефактов – пятен, царапин, соринок, пылинок, – которые свойственны технологии XIX века, тоже идет в плюс. Раньше для создания эффекта старой фотографии приходилось все их добавлять в фотошопе.

Во сколько клиенту обойдется фотография по технологии амбротипа?

От 3000. Это просто залакированное стекло.

Часто к вам обращаются за амбротипом?

Я не рекламирую себя в этом плане, потому что моя студия пока в процессе создания. Хотя есть люди, которые, несмотря на некоторые неудобства, все-таки приезжают ко мне и получают удовольствие от присутствия при самом процессе, а есть и такие, которые давно хотят сняться, но ждут, пока будет готова студия. Была мысль пригласить желающих на природу, куда-нибудь в парк и там сфотографировать. Но эмульсия ведет себя на свежем воздухе очень своеобразно и непредсказуемо в зависимости от температуры и влажности. Нужно иметь большой опыт и интуицию, чтобы фотографии получились качественными. Я уже сделал выездную палатку и кое-что пробовал поснимать на природе, но остался не совсем доволен результатом. Поэтому пока в стадии совершенствования. Те, кто давно занимается амбротипом, тоже говорят, что на природе получаются не такие хорошие фотографии, как в помещении. Хотя есть немец Алекс Тиммерманс, который снимает портреты на улице, и получаются очень хорошие снимки. Не знаю, может быть, он просто подгадывает комфортную температуру. Миша Бурлацкий говорит, что он снимал и при 7 градусах.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Иногда люди не понимают, что подразумевается под фотографией на стекле. Сейчас есть много цветных изображений на стекле, даже мой знакомый купил принтер, который может делать такую печать. Но амбротип – это совсем другое.

У вас много камер?

Штук 5 или 6 узких камер на полноформатную пленку. «Киев», «Зенит» — все они в хорошем состоянии. В том числе у меня есть Pentax, которым я часто пользуюсь, это очень хорошая камера. В среднем формате у меня имеется Pentacon. У него немного линз, но среди них есть Sonnar 180/2.8. Я считаю, что это одна из лучших портретных линз. Есть «Москва-2», которая, в отличие от Pentacon, делающего картинку 6:6, снимает 6:9. На большом формате – обычная деревянная ФКД, которая раньше стояла в павильонах. Сейчас я планирую самостоятельно делать камеру для стекол 33 на 33 см. Пока я работаю с форматом 13 на 18 см. Новая камера будет универсальная, в нее можно будет ставить стекла нескольких форматов. Ищу толкового специалиста по дереву, чтобы можно было заказать некоторые узлы, чтобы их сделали красиво. Все это я залакирую шеллаком. Я пока не гоню лошадей, постепенно к этому приду.

Сколько лет вы занимаетесь фотографией?

С детства. Еще в школе фотографировал. Даже в армию брал с собой фотоаппарат. Потом я работал криминалистом, а в этой профессии навыки фотографии очень нужны. Сейчас у меня свой бизнес, я занимаюсь делом, не связанным с фотографией, и это отнимает много свободного времени. И на какое-то время свое хобби я оставлял. Но у каждого есть какая-то отдушина, для меня это фотография, поэтому я к ней вернулся. Так случилось, что я встретился с фотографом Виктором Омельченко, которого не видел почти двадцать лет, и он показал мне свои слайды. Тогда я не мог понять, как он смог сделать такие фотографии. Правда, у него был Sinar и другое дорогостоящее оборудование. У него были линзы, которые стоили, как моя машина. Но, даже имея хорошую аппаратуру, не всегда получаешь отличный результат. Все-таки нужно быть фотографом. Омельченко именно такой. Легендарная личность. Он заразил меня страстью к ретро фотографии. Подарил мне ведро пленки, когда я помогал ему перевозить студию. Я еще не всю израсходовал – где-то полведра еще осталось.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Вас привлекает именно ретро?

Не могу так сказать. Цифровая фотография мне тоже интересна. Вообще я портретист. Я снимаю и макро, и пейзажи, и постановочные фото, и натюрморты, но особую любовь испытываю к портретам. Мне нравится работать с людьми. Думаю, этот жанр в фотографии самый трудный. Недавно ко мне приходил Андрей Шихов, чемпион мира по ашихара каратэ 2013 года. Какое-то время он тренировал моего сына. Оказалось, что он живет недалеко от нас. Даже я ходил к нему тренироваться, несмотря на возраст. Я попросил его помочь мне протестировать коллодий, сфотографировал. Потом я понял, что портрет получился не совсем так, как я хотел. Теперь я думаю, как бы его снова заманить, чтобы еще раз сфотографировать.

Как семья относится к вашему хобби?

Мне помогает супруга. Мы вместе реализуем художественные задумки.

Вы планируете открыть свою выставку?

Есть одно место, где мне предложили провести выставку, но я пока не уверен. Возможно, лучше не торопиться и подыскать помещение в центре города с большими окнами и хорошим освещением. Пусть оно будет маленьким, у меня немного экспонатов – может быть, штук 30. Могу снять его на несколько дней и провести выставку. Пока все это в процессе подготовки.

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Фотограф Сергей Подцепко: vk.com/s.podtsepko

Поделиться

Другие статьи

Все новости раздела АНАЛИТИКА →
Обсуждение

Комментарии читателей статьи "Полароид XIX века"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *