Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

АНАЛИТИКА: АВТОРСКИЕ СТАТЬИ

4.12.2017 , 11:41
АВТОР: Редактор

«Я не приветствую субсидии, они тормозят развитие бизнеса»

Интервью Ральфа Бендиша, руководителя кубанского завода CLAAS, в котором он поделился своими мыслями о перспективах развития машиностроения и экономики.

Источник: http://agropraktik.ru

Источник: http://agropraktik.ru

Почему для строительства завода вы выбрали именно Краснодарский край? Чем привлек вас наш регион?

— Больше 15 лет назад руководство компании выбирало регион по трем факторам. В нем должен быть емкий рынок сбыта нашей продукции, развитое сельское хозяйство, в частности выращивание зерновых культур, а также промышленные предприятия для закупки некоторых комплектующих. По первым двум позициям Краснодарский край подходил идеально, вызывало некоторое опасение небольшое число нужных нам заводов, но в конечном итоге свой выбор решили остановить на Кубани, посчитав регион перспективным.

Как вы думаете, почему зарубежным инвесторам не стоит бояться развивать свой бизнес на Кубани?

— Регион имеет огромный потенциал. Здесь очень мягкий климат, большой ресурс рабочей силы. У АПК Краснодарского края достаточно высокий уровень применения средств механизации, за счет чего высвобождаются люди, ранее задействованные в ручном труде. На Кубани можно развивать, к примеру, машиностроение, создавать предприятия по выпуску наукоемкой продукции по новым технологиям, подготовленные кадры есть.

Какие меры поддержки бизнеса в Краснодарском крае, на ваш взгляд, являются наиболее действенными и почему?

— Самая действенная мера – не мешать самостоятельно развиваться. Бизнес необходимо избавить от излишнего внимания госорганов, а также от бюрократических процедур. Бесконечные проверки мешают, особенно со стороны федеральных органов. Считаю, что надо передать их функции региональным властям. Я не сторонник ни льгот, ни субсидий, они мешают нормальному развитию бизнеса. Они нужны крайне редко для нужд малого предпринимательства, и то только на определенное время. Я приведу пример. Власти Германии поддерживали субсидиями производителей солнечных элементов, но в один момент китайские производители смогли предложить рынку более дешевый товар в этом сегменте, и немецкие заводы обанкротились. Без поддержки государства предприниматели не смогли поддерживать темп развития, расслабились, не смогли снизить себестоимость и ушли. Субсидии не дают должным образом развиваться, в определенный момент они представляют опасность для компаний.

Какие основные преимущества для инвестиций имеет Кубань перед другими регионами нашей страны?

— Самое главное – профессиональная команда губернатора региона, от которой многое зависит. Вернее, от ее умения работать с инвесторами, сопровождать проекты, обеспечивать режим наибольшего благоприятствования. У Краснодарского края есть еще одно важное преимущество – наличие крупных портов, через которые можно вести внешнеэкономическую деятельность. Ну и конечно же — природно-климатические условия!

Какие проблемы мешают развитию бизнеса в регионе?

— Краснодарскому краю не хватает электроэнергии. Крупные предприятия потребляют ее в большом объеме, а сетевые компании не обладают необходимыми мощностями. Это очень острый вопрос и его надо решать быстрее, иначе это будет тормозить развитие экономики в целом. Как я уже говорил, надо передать функции различных федеральных надзоров региональным структурам, что благоприятно скажется на общем климате. Я не говорю об их отмене, а только об ограничении их количества. Наш завод работает давно, но власти Кубани нам по-прежнему помогают в решении некоторых вопросов, особенно во время переговоров в Москве с федеральными органами, хотелось, чтобы эта практика продолжилась. Лучшую рекламу региону делают довольные инвесторы. Руководители компаний имеют много контактов по бизнесу, их рекомендации будут иметь больший вес, чем, к примеру, прямая реклама.

Что за последние 10 лет в экономике Краснодарского края стало лучше?

— Экономика Кубани стала диверсифицированной. Если раньше главный упор делался на сельское хозяйство, то в последние годы власти активно развивают машиностроение, переработку и хранение продукции сельхозпредприятий. Возможно, и вокруг нашего завода появится промышленный кластер, который позволит поднять уровень локализации нашей продукции, но для этого нужны предприятия-поставщики. В Краснодарском крае вполне реально построить производство легковых или коммерческих автомашин. По моим данным, такие проекты прорабатывают зарубежные компании.

Какие новое отрасли экономики Краснодарского края будут иметь хорошие перспективы в будущем?

— Краснодарский край просто создан для организации производства возобновляемой энергии, а точнее – солнечных батарей и связанной с ними техники. За этим будущее. Я наблюдаю за данными процессами и могу сказать, что со временем мы уйдем от двигателей внутреннего сгорания, а большая часть электропотребления будет идти от экологически чистых технологий. Это могут быть биогазовые установки, панели, ветрогенераторы. Для выпуска подобной продукции понадобятся индустриальные и промышленные парки. Нужна разработка дорожной карты. В Европе установили уже сотни ветрогенраторов.

Как вы думаете начнется ли в ближайшее время восстановление станкостроения на Кубани?

— На этот вопрос можно ответить, просчитав спрос и объем необходимых инвестиций. Возможно, это будет невыгодно. Мы недавно приобрели два станка, один из них был произведен на единственном в Восточной Европе белорусском заводе. Предприятие работает при наличии заказов, оборудование выполнено на технологическом уровне 30-летней давности, они не развиваются. В чем тогда смысл существования завода? Нельзя начать капиталоемкое производство с нуля без перспектив сбыта. В Краснодарском крае лучшее сельское хозяйство в стране, вино, туризм, эти направления — вектор уверенного развития региона на сегодняшний день.

Каким, на ваш взгляд, сегодня является уровень развития машиностроения Кубани?

— Есть куда расти. Особенно в плане технологий и качества продукции. Но я могу говорить только о сельхозмашиностроении, здесь у меня больше информации, поэтому я утверждаю, что в Краснодарском крае расположено мощное современное предприятие в нашем лице. Мы выпускаем комбайны и трактора мирового уровня. При том, что нам пришлось для России существенно увеличить ресурс изделий. Техника в стране на полях работает в несколько раз интенсивнее, чем в Европе, это обусловлено значительно большими площадями обработки.

С какими трудностями пришлось столкнуться вашему предприятию?

— С отсутствием необходимого количества предприятий-поставщиков. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятий машиностроения на Кубани было больше. У нас иногда возникают организационные проблемы, когда мы не можем найти компоненты здесь по той же цене, по которой мы их можем приобрести в Германии или Чехии. Компании здесь хотят получить прибыль быстро, искусственно завышая цены. В Германии уровень прибыли везде одинаков – 3%. Здесь же он может превышать и 15-20%. Нам необходимо продать свою технику по приемлемой для сельхозпредприятий цене. Вторая проблема – очень высокие процентные ставки банков. Я не понимаю, чем они мотивированы. У банков миллиардные прибыли, а бизнес не может взять кредиты. Должна быть система, при которой компании занимают деньги у финансовых организаций и спокойно отдают в ближайшие несколько лет. Решение этой проблемы целиком на государстве, в его функции регулирования банковской сферы.

Реально ли нашей стране догнать западные компании по уровню машиностроения?

-На этот вопрос трудно ответить. Я родился в Восточной Германии и знаю уровень Советского Союза тех лет. Страны Варшавского договора и тогда отставали по уровню развития машиностроения. Процесс глобализации экономики зашел далеко, полностью заменить продукцию по программе импортозамещения не удастся. Да и не вижу смысла заново изобретать велосипед.

CLAAS – первая зарубежная компания, которая вошла в программу поддержки производителей сельскохозяйственной техники Краснодарского края. Как вы думаете, какие плюсы получил от данного сотрудничества регион, а какие — ваше предприятие? Стоит ли применять эту практику в дальнейшем на другие производства?

— Наша компания пришла в Россию 14 лет назад. В 2003 году в Краснодаре наладили производство продукции путем крупноузловой сборки из машинокомплектов. Сейчас мы производим технику с высокой долей локализации из российского металла, постепенно почти полностью будем изготавливать машины из деталей, произведенных в стране, в том числе и в крае. Создаем больше рабочих мест, планируем увеличить производственные мощности, хотя вначале не планировали это делать так быстро. Но нам уже не хватает места, поэтому будем достраивать цеха. Позднее планируем отдать в аренду мощности нашим партнерам, которые и будут заниматься производством. Краю это даст решение проблем трудоустройства, отчисления в бюджет, в будущем — образование машиностроительного кластера вокруг завода.

Последнее время в России часто рассуждают о том, что бизнес из Германии мог бы получить широкое развитие в нашей стране, в том числе и в Краснодарском крае. Как вы думаете, что этому может мешать?

— Ничего не мешает, в том числе и санкции. У представителей немецких компаний нет ясной картины о том, как будет развиваться экономика России. Недавно к нам приезжала делегация четырех предприятий по выпуску автокомпонентов, и ее представители рассказали, что отложили строительство завода в стране по этой причине. Но есть и другие компании, которые начинают проекты в России. Например, Petkus, специализирующаяся на производстве оборудовании для элеваторов, уже подписала соглашение с администрацией Кубани. Для них, кстати, важным обстоятельство при выборе региона было наличие нашего завода. Это к слову о машиностроительном кластере. По моим данным, всего в России есть свыше 5 тыс. предприятий с участием немецкого капитала, где работают свыше 270 тыс. сотрудников. Их оборот составляет более $50 млрд. За последние годы их число немного сократилось. Часть небольших компаний закрыли свои представительства, крупные наоборот укрепили свои позиции на рынке, они продолжают инвестировать в экономику страны.

Какие направления бизнеса будет наиболее интересно развивать немецким компаниям на Кубани?

— Безусловно, это производство и поставка комплектующих, создание и комплектация перерабатывающих производств в сфере АПК, туристко-реакреационный бизнес, хранение и транспортировка сельхозпродукции, в частности, овощей и фруктов. Сейчас целый ряд компаний ведут переговоры с властями Краснодарского края. Возможно, новые соглашения подпишут в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Какие отличия имеет ведение бизнеса в Краснодарском крае от общероссийского, немецкого, западного?

— Бизнес не отличается ничем, разве что здесь все процессы проходят более динамично. Менталитет наших народов достаточно близок. Транслировать наш подход к бизнесу, к порядку, дисциплине, качеству оказалось легко. Наши сотрудники приняли все быстро. В каждой стране есть свои особенности. Завод во Франции было тяжелее интегрировать в структуру нашего концерна.

Краткие сведения

Ральф Бендиш родился в Бранденбурге (Германия) в 1958 году. С 1976 по 1985 года изучал машиностроение в Киеве, где защитил кандидатскую диссертацию. С 1998 года работает в CLAAS KGaA mbH. Сначала в Северной Рейн-Вестфалии, затем в Украине, Белоруссии и России. С 2003 года — генеральный директор ООО «КЛААС» в Краснодаре. Женат, имеет троих детей. Господин Бендиш также почетный консул ФРГ в Краснодаре, уполномоченный представитель Российско-Германской внешнеторговой палаты по ЮФО. Он — профессор КубГАУ, почетный профессор КубГТУ и Кубанского государственного университета, член консультативного совета по иностранным инвестициям при губернаторе региона, заместитель председателя Южного регионального комитета Ассоциации Европейского бизнеса, заслуженный машиностроитель региона, почетный гражданин Краснодара.

Другие статьи

Все новости раздела АНАЛИТИКА →
Обсуждение

Комментарии читателей статьи "«Я не приветствую субсидии, они тормозят развитие бизнеса»"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *