28.09.2018 , 10:55
АВТОР: Редактор

ЦМИТ — это про будущее в настоящем

О том, как работают центры молодежного инновационного творчества на Кубани — начальник отдела реализации инновационной политики департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Игорь Исаков.

Что вообще такое центр молодежного инновационного творчества?

Это оборудованная открытая площадка, где дети, школьники, студенты и не только молодежь могут пройти обучение, поработать на специальном оборудовании, провести исследование, реализовать свой проект, наконец. То есть это площадка, которая позволяет открывать возможности и дает простор творчеству.

Воспитанники ЦМИТ "Перспектива", источник фото: fabnews.ru

Воспитанники ЦМИТ «Перспектива», источник фото: fabnews.ru

Что-то вроде кружков, которые были в Советском Союзе, «Юный техник» например? 

Отчасти да. Но только центр инновационного молодежного творчества это более продвинутая форма кружка. И это требование времени. Модель ЦМИТов была скопирована с Массачусетского технологического университета. Подобный формат за рубежом называется Fab lab, что дословно означает «мастерская». Это площадка для творчества и если сравнивать центры с кружками, то у ЦМИТов гораздо более серьезное оборудование и другой уровень обучения. Грубо говоря, не просто сборка конструктора, а прототипирование, 3D-сканирование и 3D моделирование.

ЦМИТы это продукт общероссийской программы?

Да, это федеральная программа, в рамках которой идет поддержка малого и среднего предпринимательства. Все начинается с того, что мы согласовываем финансирование с министерством экономического развития на определенный год. Затем организовывает конкурс, в котором участвуют предприниматели, желающие создать центр инновационного творчества.

Каковы критерии отбора будущих создателей ЦМИТов?

Критерием является наличие опыта работы с детьми, умение выстраивать систему обучения и работу с оборудованием. Создатели центров заранее арендуют помещения, подготавливают их, а потом представляют в рамках конкурса. Оценивается также и доступная среда для ребят с ограниченными возможностями. Еще одним из критериев является стартовый капитал.  Потому что мы даем деньги только на оборудование, а аренду, заработную плату и накладные расходы мы не компенсируем.

С какого периода у нас начали создавать центры инновационного молодежного творчества?

С 2016 года. Тогда было создано два центра: в Горячем ключе и в Курганинске. В 2017-м — в Новокубанске и Краснодаре. К настоящему моменту центров, поддержанных программой, уже семь. Мы недавно подводили статистику на предмет того, сколько человек прошли обучение в этих центрах. Оказалось 4080 человек. Это довольно таки большой охват. Учитывая, что основная часть центров находят в небольших городах — Курганинск, Горячий Ключ, Новокубанск. В этом году прошел конкурс, по итогам которого есть три победителя. Они получат субсидии, общий размер которых 14 миллионов, на создание центров молодежного инновационного творчества: один в Сочи — «Инноватика» и два в Краснодаре — «Академия робототехники» и «3D-авиа». Каждый из них получит чуть меньше пяти миллионов.

На что будут потрачены эти деньги?

Есть стандартная часть расходов на оборудование: станки ЧПУ, 3D-принтеры, 3D-сканеры, станки лазерной нарезки и прочее. И около миллиона идет на дополнительное оборудование, шлемы виртуальной реальности, например, или квадрокоптеры. Плюс мы еще компенсируем покупку расходных материалов. Эти деньги даются именно для старта и только на материально-техническое оснащение. Дальше предприниматель уже зарабатывает сам.

Это безвозмездная помощь от государства?

Безвозмездная, но с условием — чтобы через эти центры в год прошло 500 и более человек. Есть также показатель по количеству обученных лиц, их должно быть не менее 50. Эти базовые условия, которые ЦМИТ должен регулярно выполнять, рассчитаны на 10 лет.

Какие направления в основном реализуют центры?

Те, что являются наиболее перспективными. Но в соответствии с реальностью. Все ЦМИТы ориентируются в большей степени на рыночные условия и на востребованность. А самые популярные направления — это авиамоделирование и робототехника. И аудитория соответственно в основном — мальчишки.

Сколько длится обучение в таких центрах?

Все зависит от программы. Есть базовое обучение, которое может длиться один день — что-то очень простое и вводное. Есть более серьезные степени с обучением на неделю, месяц, а то и два. Есть формат летних школ — это обычно две недели. Но вообще сейчас мы приходим к тому, что образование в ЦМИТах должно быть многоуровневое. Начиная от самых основ (как пользоваться, например, базовой техникой, рисовать 3D-ручкой) и заканчивая более сложными формами по созданию проектов, по обслуживанию заказов от бизнеса. У нас пока нет таких громких успехов, как у «Сириуса», у которого в копилке партнеров порядка 70 промышленных холдингов. Но все равно мы к этому идем. Например, ЦМИТ «Перспектива» в Курганинске, который открылся одним из первых на Кубани,  выполняет сейчас проект для Роскосмоса — разрабытывает модель наноспутника. И этот продукт не просто для того, чтобы потом лечь на полку, а на самом деле — использоваться в космосе.

Чем будут дети заниматься в новых центрах?

ЦМИТ «Инноватика» будет многопрофильным центром, и будет работать совместно с сочинским госуниверситетом, а в определенных направлениях и с «Сириусом» — это направления 3D-моделирование и судостроение. Еще одной особенностью сочинского центра будет работа по профориентации детей в профессиях будущего. ЦМИТ «Академия робототехники» — это детище сети «Робокоп», которая в свое время начиналась с конструктора Лего, а потом превратилось в большую сеть. И сейчас им необходимо иметь свою материально-техническую базу, чтобы дальше развиваться. Поэтому ребята и обратились к нам с просьбой создать центр. Если говорить про ЦМИТ «3D-авиа» — это тоже начинающая сеть. Первый центр у нас открылся в апреле этого года на частные средства и надо сказать, получился замечательным. Теперь они, решив расширяться, подали заявку и мы их поддержали. Потому что люди действительно увлечены этим делом и готовы вкладывать в него свои время и деньги. И новый центр будет больше уже с серьезным оборудованием. У них, кстати, уже есть свои собственные разработки по беспилотной авиации. Так что, там большие перспективы, на мой взгляд.

Кто занимается с детьми в центрах?

В ЦМИТе есть определенный стандарт по оборудованию и в том числе по персоналу. То есть должен быть технический специалист, который работает с оборудованием, должен быть педагог, который выстраивает систему обучения, а еще специалисты по 3D-моделированию, по авиастроению, робототехнике. В зависимости от специализации. И, как правило, весь этот состав — увлеченные люди, имеющие опыт в работе с детьми.

Как детям попасть в центр инновационного творчества?

У каждого центра есть свои правила. Кто-то проводит отбор по типу профориентации. То есть предусмотрены предварительные тестирования, чтобы выяснить, есть ли у ребенка способности к выбранному направлению. Ну, просто чтобы родители не тратили лишние деньги и время. Правда речь идет не о больших суммах, цены в ЦМИТах весьма демократичны.

Обучение в ЦМИТе не бесплатное?

Надо разделять те центры, которые создает наше министерство образования. Детский технопарк «Кванториум», который создается в этом году, в основном будет предоставлять бесплатные услуги, за исключением каких-то дополнительных программ. А вот ЦМИТы это отдельная история. Это хоть и социальный, но все-таки бизнес. Эти центры создают предприниматели, работают с детьми по своим программам. И это уже другой формат, более усложненный, ориентированный на практику. Но, повторюсь, цена символическая.

Если как вы говорите плата за обучение символическая, какая выгода от ЦМИТов их создателям?

Здесь речь идет не о выгоде, а прежде всего о желании. В конце концов, это социальное предпринимательство. И создатели центров — люди сами по себе увлеченные этой темой.

После курса обучения в ЦМИТе что получает выпускник?

Личные знания и опыт. Для документа об образовании нужна лицензия. В принципе ЦМИТ может получить лицензию и проводить образовательную программу, и тогда по окончанию детям могут выдаваться соответствующие документы. Но ведь это не самоцель. Большинство ребят идут туда из интереса, из желания изучить что-то новое, сделать. Но есть, кстати, определенные бонусы для выпускников ЦМИТов — некоторые ВУЗы им начисляют дополнительные баллы при поступлении. А многие московские и питерские ВУЗы вообще «дерутся» за наших выпускников ЦМИТов, потому что, по сути, это уже готовые студенты, с опытом практических занятий и соответствующим развитием.

Источник: i-physic.com

Источник: i-physic.com

Какие победы уже есть на счету центров инновационного творчества? 

Наш знаменитый титулованный ЦМИТ «Перспектива» трижды становился победителем научного кубка Кубани. Кроме того, у ребят всех действующих центров очень много достижений, в том числе и в федеральных проектах. И участие в «IQ года», и победы в конкурсах частных компаний. Надеемся, что в будущем таких побед будет еще больше.

Обсуждение

Комментарии читателей статьи "ЦМИТ — это про будущее в настоящем"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *